В Дальневосточной государственной научной библиотеке открылась выставка, посвящённая 45-летию начала строительства Байкало-Амурской магистрали.

Идея строительства железнодорожной магистрали севернее Байкала к Амуру и Императорской Гавани родилась ещё в 1880-1891 гг., когда изыскатели-проектировщики выбирали трассу для постройки Великой Сибирской железной дороги. В советское время идея постройки железной дороги стала изучаться в 1926-1930 гг., когда были проведены технико-экономические испытания по направлению Хабаровск – Советская Гавань. Второе рождение стройки состоялось с принятием 8 июля 1974 г. постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали». Стройка была объявлена Всесоюзной ударной комсомольской. В 90-е годы XX века интерес государства к Байкало-Амурской железной дороги резко упал. Магистраль строилась как дорога с высокой загрузкой, но в кризисные 1990-е по ней проходили только 8 пар поездов в сутки. В начале XXI века у БАМа открылось второе дыхание. Вновь вспыхнул интерес к Дальнему Востоку, к нефтеносному шельфу Сахалина, к экспортным поставкам в Азиатско-Тихоокеанский регион.

Выставка, на которой представлено более 50 изданий, посвящена истории строительства магистрали и перспективам её развития. «Сооружение Байкало-Амурской железнодорожной магистрали явится крупным событием в хозяйственной жизни Союза ССР, в истории же железнодорожного строительства оно не имеет равных», – так говорится в книге «Байкало-Амурская железнодорожная магистраль», изданной в Комсомольске-на-Амуре в 1945 г. под грифом «Для служебного пользования» и ставшей библиографической редкостью. В этом фундаментальном труде даны подробные естественно-исторические описания о зоне Байкало-Амурской магистрали протяженностью 4341 километр, приводятся характеристики проведенных изыскательских и проектных работ, представлена информация о сооружениях не только производственных зданий, но и о поселковом строительстве. Труд составлен группой инженерно-технических работников «БАМПРОЕКТ НКВД СССР» в 1937-1944 гг. под руководством генерал-майора инженерно-технической службы Ф. А. Гвоздевского.

К 40-летию БАМа фонд библиотеки пополнился интереснейшими изданиями. Заслуживает внимание сборник Государственного архива Хабаровского края «БАМ: через годы, через расстояния», который посвящён истории строительства восточного участка БАМ и который вводит в научный оборот более 200 малоизвестных и ранее не публиковавшихся документов. Как отмечают исследователи, подобное издание «…может служить добротной учебной хрестоматией по основной обсуждаемой в ней теме».

Фотоальбом «БАМ: магистраль в будущее», изданный в Благовещенске, на основе архивных материалов и фотографий рассказывает об истории и сегодняшнем дне БАМа.

Целая серия книг – «Байкало-Амурская – магистраль жизни», «Изыскатели и строители восточного БАМа. 1932-1942 гг. и 1945-1953 гг.», «Восточный БАМ – будущее России» известного краеведа-исследователя из Комсомольска-на-Амуре Владимира Фёдоровича Зуева посвящена строительству и вводу в эксплуатацию магистрали, людям удивительной и часто трагической судьбы.

По-прежнему привлекает внимание книга «Навстречу времени: От Байкала до Амура», составленная журналистом В. Сунгоркиным с иллюстрациями нашего знаменитого художника Г. Павлишина. Дважды переиздававшаяся в московском издательстве «Советская Россия» в 1985 и 1986 гг. книга представляет собой документально-художественную летопись строительства огромной и сложнейшей стальной ленты Байкало-Амурской железнодорожной магистрали. Благодаря иллюстрациям Павлишина читатели могут увидеть уникальные особенности здешней природы, её богатства, потаенные уголки слева и справа от магистрали.

О неизвестных страницах истории БАМа – строительстве дороги силами заключенных лагерей ОГПУ-НВКД, – книга «Обреченная дорога: БАМ, 1932-1941» известного исследователя из Владивостока О. П. Еланцевой. Привлекая широкий круг секретных и совершенно секретных документов, автор раскрывает сущность партийно-государственных решений о сооружении Байкало-Амурской магистрали, пути их реализации, ищет ответ на вопрос, почему не удалось построить новую железную дорогу в довоенное десятилетие?

С выставкой можно познакомиться в читальном зале отдела краеведческой литературы по адресу: ул. Муравьева-Амурского, 1/72, 2-й этаж.

Телефон: 32-63-67 – Балашова Марина Леонидовна, зав. отделом краеведческой литературы.