Иоганн Генрих Песталоцци ПЕСТАЛОЦЦИ (Pestalozzi) Иоганн Генрих (12 января 1746 г., Цюрих, – 17 февраля 1827 г., Бруи), швейцарский педагог, один из основоположников дидактики начального обучения. Родился в семье врача. Окончил два курса коллегиума Каролинум. В 50–60-х гг. XVIII  в. принимал активное участие в движении швейцарской интеллигенции. Возглавлял «Учреждение для бедных в Нойхофе» (1774–1780), приют для сирот в Станце (1798–1799), институты в Бургдорфе (1800–1804) и Ивердоне (1805–1825). Автор многочисленных педагогических трудов, из которых главными являются получившие мировую известность «романы» «Лингард и Гертруда» (1781–1787), «Как Гертруда учит своих детей» (1801), а также «Письмо к другу о пребывании в Станце» (1799) и трактат «Лебединая песня» (1826).
В мировоззрении Песталоцци идеи франц. просветителей, главным образом Ж. Ж. Руссо, сочетались с теориями немецких философов Г. Лейбница, И. Канта, И. Г. Фихте и др.
С юных лет Песталоцци проникся желанием облегчить участь крестьянских детей, лишенных элементарных условий для полноценного физического, умственного и нравственного развития. Основную роль в осуществлении своих социальных замыслов Песталоцци отводил воспитанию. Он считал, что воспитание должно дать детям из народа хорошую трудовую подготовку и одновременно развить их физические и духовные силы, что в дальнейшем поможет им избавиться от нужды. Воспитание должно быть природосообразным, то есть строиться в соответствии с естественным ходом развития самой человеческой природы, начинаться с младенческих лет («Час рождения ребенка является первым часом его обучения»), развивать присущие человеческой природе духовные и физические силы в соответствии со свойственным ребенку стремлением к всесторонней деятельности. Это развитие осуществляется путем последовательных упражнений вначале в семье, затем в школе в определенной системе и последовательности.
Указывая на различия в становлении умственных, физических и нравственных способностей ребенка, Песталоцци подчеркивал важность их связи и тесного взаимодействия в обучении, которое движется от простого к более сложному, чтобы в итоге обеспечить гармоническое развитие человека.
Идею Песталоцци о развивающем обучении К. Д. Ушинский назвал «великим открытием Песталоцци» (Собр. соч., т. 3, 1948, с. 95). Основной целью обучения Песталоцци считал возбуждение ума детей к активной деятельности, развитие их познавательных способностей, выработку у них умения логически мыслить и кратко выражать словами сущность усвоенных понятий. Он разработал систему упражнений, расположенных в определенной последовательности и имеющих целью привести в движение присущее природным силам человека стремление к деятельности; однако задаче развития учащихся Песталоцци в некоторой степени подчинял другую, не менее важную задачу обучения – вооружение учащихся знаниями. Критикуя современную ему школу за вербализм и зубрежку, притуплявшие духовные силы детей, Песталоцци стремился психологизировать обучение, построить его в соответствии с «естественным путем познания» у ребенка. Исходным моментом этого пути Песталоцци считал чувственное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Поэтому Песталоцци придавал большое значение наглядности в обучении как средству развития у детей наблюдательности, умений сравнивать предметы, выявляя их общие и отличит. признаки и соотношения между ними. Песталоцци значительно расширил прежние трактовки наглядности, указав на возможность ее использования в интересах формирования логического мышления. Для облегчения и упорядочения наблюдений ребенка Песталоцци выделил простейшие элементы, которые являются общими для всех предметов и потому должны служить исходным моментом для всякого обучения: число, форма и слово (простейший элемент числа – единица, формы – прямая линия, слова – звук).
В требованиях Песталоцци к постановке обучения родному языку раскрывалось его социальное и педагогическое значение. Песталоцци считал, что речь надо развивать планомерно и последовательно, начиная со звуков и их сочетаний в слогах, через освоение различных речевых форм, при одновременном обогащении и углублении представлений ребенка об окружающем мире.
Песталоцци расширил и содержание начального образования, включив в него сведения из географии и природоведения, рисование, пение, гимнастику.
Обучение счету Песталоцци предлагал начинать не с заучивания арифметических правил, а с сочетаний единичных предметов и формирования на этой основе представлений о свойствах чисел.
Изучение формы он подразделял на обучение детей измерению (геометрии), рисованию и письму. Ему принадлежит мысль о введении в начальной школе элементов геометрии. Песталоцци стремился настолько упростить методику начального обучения, чтобы ею с успехом могли пользоваться и учитель начальной школы, и любая мать-крестьянка. Отправляясь от простейших элементов, он стремился вести ребенка шаг за шагом к познанию целостного предмета. Предложенный им путь обучения содержит большие дидактические возможности, но попытка Песталоцци придать ему универсальный характер неправомерна, так как в обучении может иметь место и обратный путь: от целого к его элементам.
Исходным элементом физического развития Песталоцци считал способность ребенка к движению. Начало физического воспитания, по мнению Песталоцци, закладывается в семье, когда мать постепенно приучает ребенка стоять, делать первые шаги и ходить. Упражнения суставов были положены им в основу «естественной домашней гимнастики», на основе которой Песталоцци предлагал строить систему школьной «элементарной гимнастики». Элементарное трудовое обучение Песталоцци рассматривал как неотъемлемую, органичную часть своего метода. Он высказал мысль о создании «азбуки умений», усвоение которой помогло бы ребенку развить свои физические силы и овладеть необходимыми ему в жизни трудовыми навыками.
Песталоцци критиковал современную ему профессиональную подготовку молодежи, сводившуюся к овладению ею «односторонними рутинными умениями». Он выдвинул требование особого «элементарного образования для индустрии», чтобы помочь молодежи овладеть основными приемами и общей культурой труда. Для этого рекомендовалась «специальная гимнастика, готовящая к индустрии», которая должна строиться на базе школьной «элементарной гимнастики». «Образование для индустрии» рассматривалось им как «средство гуманизации промышленности». В произведениях Песталоцци содержится ряд не утративших своего значения высказываний об овладении молодежью «внутренней сущностью промышленного производства» и теми «внешними приемами, которые необходимы для успешного участия в ней». Высказывания эти отражают широкое применение в практике ручного труда. Но они, несомненно, представляют собой движение в сторону идеи трудовой школы.
Нравственное элементарное образование, полагал Песталоцци, в большей мере, чем другие стороны образования, обладает возможностью содействовать общей цели воспитания. Основные задачи этого образования: развитие у детей высоких моральных чувств, выработка у них путем непосредственного участия в добрых и полезных делах соответствующих нравственных навыков и, наконец, формирование у молодого поколения нравственного сознания, убеждений. Инстинктивно возникшая любовь младенца к матери в дальнейшем ребенком осознается и переносится сначала на отца, сестер, братьев, затем на учителя и все человечество. Общественные воспитательные учреждения Песталоцци стремился построить по типу семьи, на началах искренней любви учителя к детям и бережного подхода к ним. Сформулированные Песталоцци идеи педагогического активизма и психологизации обучения оказали глубокое влияние на развитие дидактики и педагогики. В 1792 г. Законодательным собранием Французской республики Песталоцци было присвоено звание «гражданин Французской республики».

В. А. Ротенберг, В. М. Кларин
Российская педагогическая энциклопедия : в 2 т. - М., 1999. – Т. 2 : М–Я. – С. 142-143.

Сочинения И. Г. Песталоцци

Избранные педагогические сочинения : в 2-х т. / И. Г. Песталоцци ; под ред. В. А. Ротенберг, В. М. Кларина. – М. Педагогика, 1981. – 2 т. – (Педагогическая библиотека). – [37 П 286].

Песталоцци : [Избранные труды] / И. Г. Песталоцци ; [сост., авт. вступ. ст. В. М. Кларин]. – М. : Амонашвили, 1998. – 222 с. – (Антология гуманной педагогики). – Библиогр.: с. 219–221. – [74.0 2800566 П 286].

Литература об И. Г. Песталоцци

Идеи нравственного воспитания И. Канта и немецкая педагогика XIX в. / Н. Е. Воробьев, А. Ю. Шачина // Педагогика. – 2005. – № 8. – С. 102–107. – Библиогр.: с. 107.

Педагогическая система И. Г. Песталоцци / Г. Б. Корнетов // Шк. технологии. – 2007. – № 3. – С. 48–58.

Песталоцци. Новиков. Каразин. Ушинский. Корф : биогр. повествования / сост., общ. ред. Н. Ф. Болдырева ; послесл. А. Ю. Данилова. – Челябинск : Урал, 1997. – 521 c. : ил. – (Биографическая серия, 1890–1915 ; т. 23). – [74.03 2776056 П 286]

И. Г. Песталоцци: подвижник педагогики : [к 250-летию со дня рождения швейц. педагога] / В. М. Кларин // Педагогика. – 1996. – № 1. – С. 44–49.

По пути, начертанному природой: актуальные идеи И. Г. Песталоцци / Л. Панина // Директор шк. – 2007. – № 8. – С. 75–79.

Проблема воспитания умственно-активной личности в истории музыкальной педагогики : [в том числе в пед. наследии И. Г. Песталоцци] / С. В. Казакова // Искусство и образование. – 2005. – № 1. – С. 75–85. – Библиогр.: с. 85.

Проблема развивающего обучения в наследии И. Г. Песталоцци : к 250-летию со дня рождения / П. В. Горностаев // Нач. шк. – 1996. – № 7. – С. 6–10.

Философские основы «элементарного образования» И. Г. Песталоцци / В. А. Рыбин // Вопр. философии. – 2006. – № 7. – С. 74–83. – Библиогр.: с. 83.