Есть имена, которые мы неразрывно связываем с тем или иным событием, организацией, учреждением. Вячеслав Львович Соболевский одно из них. Произнося «Соболевский», мы сразу называем – филармония. Более 40 лет отдал он работе в Хабаровской краевой филармонии, 25 лет был бессменным её художественным руководителем. Одессит, приехавший на Дальний Восток на три года, остался здесь до конца своей жизни. В трудовой книжке его всего одна запись о месте работы – Хабаровская краевая филармония.

Музыкант-профессионал, известный пианист, заслуженный артист России В. Л. Соболевский родился 16 марта 1937 г. на Украине в г. Мариуполе в семье музыкантов. Отец – скрипач, мать – пианистка, потомственная дворянка Ковинской губернии. В годы войны семья оказалась в оккупации – не успели эвакуироваться. Детская память сохранила незабываемые дни, когда при отступлении немцы сожгли их дом и погнали вместе со всеми жителями города в Ростов-на-Дону. Мальчику с матерью и прабабушкой удалось бежать и спрятаться в кукурузе. В поле они сделали блиндаж и жили в нем, питаясь кукурузой и арбузами. Смерть обошла их стороной. Позже мать стала давать уроки музыки за еду. Так Соболевские пережили войну. После окончания войны в 1945 г. мальчик пошел в семилетнюю школу.

Начальное музыкальное образование он получил у матери, обучавшей его с трех лет игре на фортепиано, нотной грамоте и сольфеджио. Галина Казимировна заведовала в драматическом театре музыкальной частью, сопровождая игрой на фортепиано спектакли. Мать была прекрасным концертмейстером, пианисткой, одержимым педагогом, оставившим заметный след в музыкальной жизни Мариуполя. Она превосходно знала фортепианную, вокальную, скрипичную литературу, до конца жизни систематически занималась, имела множество предложений от музыкантов играть с ними в ансамбле. Она стала первым заслуженным учителем музыки Украины. Всегда была в прекрасной концертной форме. Ее ученики играли на очень высоком уровне. После смерти Галины Казимировны для молодых талантливых музыкантов-исполнителей была учреждена стипендия ее имени. Сын постоянно находился с ней рядом. Спектакли смотрел все подряд. В некоторых из них принимал участие (Сережа в «Анне Карениной» и др.). Вместе с театром выезжал на гастроли по Украине. Атмосферу счастья – быть на сцене – он пронес через всю жизнь. Когда в городе открылась музыкальная студия, плавно переросшая в музыкальную школу, он был определен туда. Однако и в общеобразовательной, и в музыкальной школах будущий пианист не блистал успехами. «Заниматься я не хотел, – пишет В. Л. Соболевский, — да и окружение дворовых мальчишек приморского города делало свое дело. Никто из них музыкой не занимался, все гоняли в футбол, бегали на море и делали набеги на соседние сады».

После окончания седьмого класса в 14 лет В. Л. Соболевский поступил в Донецкое (Сталинское) музыкальное училище к профессору А. М. Шепилевскому, которому в те годы было 75 лет – он помнил выступления Петра Ильича Чайковского и много рассказывал о нем. С профессором у юноши отношения не складывались. Он написал в письме матери, что для занятий музыкой у него очевидно нет данных. На втором курсе училища В. Л. Соболевский попал в класс выпускницы Московской консерватории Беллы Шухман, у которой занимался до 4 курса. Ей удалось увлечь его музыкой, пришло осознание, что «музыка – моя специальность, и мне понравилось получать хорошие оценки». В эти годы он подрабатывал в Донецком оперном театре как статист, артист миманса. Иногда играл небольшие роли. Это давало ему возможность не только посещать все спектакли, но и проходить на концерты приезжих артистов, а были среди них Лемешев, Козловский, Эдди Рознер, Норцов, Гуляев. К сожалению, Б. Шухман умерла при родах, и В. Л. Соболевский вновь оказался в классе А. М. Шепилевского. Однако это уже ничего не меняло. Тяга к учебе, знаниям, музыке крепко засела в его сознании. На государственных экзаменах юношу, получившего диплом с отличием, заметила председатель комиссии Е. П. Дублянская, возглавлявшая оперную студию Одесской консерватории, и предложила приехать в Одессу для продолжения образования.

На фортепианном отделении в консерватории педагогом В. Л. Соболевского стала Людмила Наумовна Гинзбург – ученица Генриха Густавовича Нейгауза, в классе которой он сформировался как музыкант. Будучи студентом 3 курса, В. Л. Соболевский принял участие во Всеукраинском конкурсе пианистов, проходившем в Киеве, где выступали музыканты из Львова, Киева, Харькова, Одессы, и занял первое место. Существенным результатом стало распоряжение Министерства культуры Украины о назначении ему Ленинской стипендии, которую он получал до окончания вуза. Второй конкурс, проходивший во Львове, был менее удачным, В. Л. Соболевский не прошел в третий тур. Он прослушивался в Большом зале Московской консерватории у Г. Г. Нейгауза на конкурс им. П. И. Чайковского. Вместе с ним прослушивалась семнадцатилетняя студентка Элисо Вирсаладзе, впоследствии ставшая всемирно известной пианисткой, лауреатом многочисленных международных конкурсов, профессором Московской консерватории.

Перед окончанием консерватории на предварительном собеседовании В. Л. Соболевскому было предложено остаться работать в вузе, однако в комиссии по распределению представитель Министерства опротестовал это. Нужно отрабатывать Ленинскую стипендию. Ему предложили три города на выбор: Днепропетровск, Херсон, Николаев – в училище педагогом. К этому выпускник был не готов, он уже настроил себя на Одессу. Все-таки пришлось выбирать, и выбор пал на Николаев. После государственного экзамена к нему подошел незнакомец, представился и предложил: «… поезжайте к нам, в Хабаровск. Вы будете иметь возможность играть и с симфоническим оркестром, и сольные концерты. Вы должны заниматься исполнительской деятельностью». Это был художественный руководитель Хабаровской краевой филармонии Валентин Григорьевич Чернин, которому Вячеслав Львович безмерно благодарен за успешно сложившуюся дальнейшую творческую жизнь.

Так, в 1960 г. он приехал в г. Хабаровск, пополнив «Одеколон» — «Одесскую колонию» музыкантов-одесситов, прочно осевших на Дальнем Востоке. Среди них: новоявленные хабаровчане – хормейстер В. Чернин, баянист М. Мажаров, скрипач и композитор Ю. Владимиров; владивостокцы – скрипачи Е. Ярошевич и М. Вайман, пианист Ю. Гриншпун, теоретик Е. Герцман; в Николаевске-на-Амуре – пианист В. Альченко. Все это талантливые, интеллигентные, высокообразованные люди, профессионалы, умеющие быть внимательными и сердечными к окружающим; очень дружные в общении друг с другом.

Первые десять лет своей дальневосточной жизни В. Л. Соболевский много разъезжал по краю с лекторскими группами Хабаровской филармонии, выступая как солист и концертмейстер. Поездки по селам, стройкам, незабываемые дороги, гостиницы, холодные клубы, ледяные клавиатуры инструмента – в этом «не было никаких трагедийных ощущений, – вспоминая прошлое, пишет В. Л. Соболевский. –… Было весело, и было сознание того, что делаем большое дело. Ведь нас так хорошо, душевно встречали люди в маленьких поселках, на станциях». География концертов – весь Дальний Восток.

Концертные группы включали артистов разного жанра. Постепенно он стал готовить сольные концерты, право на которые давала Москва. Прослушивание претендентов на звание «солист» проходило в Рахманиновском зале Московской государственной консерватории в 1971 г. Судьбу Соболевского решали такие известные музыканты как Белла Давидович, Виктор Мержанов, Станислав Нейгауз, Александр Иванов-Крамской. Пройдя труднейшее творческое испытание, музыкант получил право на выступления с сольными программами и был включен в план Росконцерта. С этого момента началась гастрольная «одиссея» Соболевского-солиста. Его приглашали филармонии Киева, Тбилиси, Северной Осетии, Кургана, Ленинграда, Пскова, Уфы, Казани. С особой нежностью и теплотой вспоминал пианист гастроли на Кавказе: грузинское радушие, встречи с дирижером Тариэлом Дугладзе и режиссером Робертом Стуруа.

За годы работы в филармонии Вячеславу Львовичу посчастливилось играть со многими (теперь уже легендарными) дирижерами, такими как К. Элиасберг, Н. Рахлин, М. Паверман, В. Синайский, В. Дубровский, В. Дударова, А. Дмитриев, Ю. Николаевский. В его репертуаре семнадцать фортепианных концертов. Наиболее часто пианист исполнял концерты Рахманинова (1, 2), Листа (2), Франка «Симфонические вариации», Д. Шостаковича (1) и др. Свои сольные концертные программы В. Л. Соболевский выстраивал с учетом запросов аудитории, используя различные формы и жанры. Так родились циклы программ «Беседы у рояля» в ансамбле с женой и верным другом Ириной Павловной Соболевской, «Музыка Франции от XVII века до импрессионистов», «Транскрипции», программы из произведений Шопена и обязательный в эпоху СССР «ленинский» репертуар, состоящий из сонат Бетховена – «Патетической», «Лунной» и «Апассионаты». С этими программами В. Л. Соболевский объездил весь Дальний Восток, играя в детских музыкальных школах, домах культуры и сельских клубах на фортепиано, которые ему нередко приходилось настраивать самому.

Интересно было слушать концертные истории, обаятельного музыканта, полные иронии, юмора, житейского понимания ситуации. А. А. Никитин в своем очерке о В. Л. Соболевском приводит один из случаев концертного выступления в с. Арка Охотского района, рассказанного Вячеславом Львовичем: «Я сел за инструмент и вдруг слышу: в зале раздался чей-то взволнованный голос: «Водку привезли!» Публика мгновенно исчезла. А на следующий день в местной газете появилась заметка под названием «Оленеводы слушают любимую музыку Ильича».

В 1975 г. творческая деятельность Вячеслава Соболевского была высоко оценена государством – он первым из пианистов Сибири и Дальнего Востока получил звание «Заслуженный артист Российской Федерации». С 1977 г. музыкант работал в должности художественного руководителя Хабаровской краевой филармонии, отвечая за многообразие и качество музыкально-просветительской деятельности организации, ее культурную политику. Он ввел в филармонии систему абонементных концертов – симфонических, камерных и сольных. Создал Художественный совет для аттестации артистов, повышения их квалификации. Благодаря деятельности нового художественного руководителя филармонии гостями Хабаровска стали Святослав Рихтер, Михаил Плетнев, Елена Образцова, профессора Московской консерватории Михаил Воскресенский и Вера Горностаева; осуществлены значительные творческие проекты – концертное исполнение опер Чайковского «Евгений Онегин», Римского-Корсакова «Царская невеста». Предчувствуя приближение трудных времен, В. Л. Соболевский стремился любой ценой сохранить филармонические коллективы.

В 1982 г. в здании бывшего театра Музыкальной комедии был открыт концертный зал Хабаровской краевой филармонии, что позволило ее художественному руководителю насытить город музыкой всех направлений и жанров. Абонементные симфонические концерты, выступления хоровых коллективов, юных музыкантов, пленумы дальневосточных композиторов, программы, сочетающие академический и эстрадно-джазовые стили – вот лишь некоторые «краски», музыкальных сезонов Хабаровска 1982–1992 гг.

С 1989 г. география творческой деятельности Вячеслава Соболевского значительно расширилась, она включала в себя, кроме России и «ближнего зарубежья», Америку, Китай, Японию и Канаду. Первое посещение Америки началось у пианиста с Аляски – Анкориджа, где он выступил с камерным оркестром «Серенада». С 1993 г. каждый год выступал в Канаде (штат Виктория), где играл сольные программы, концерты с симфоническим оркестром, давал мастер-классы, получая восторженные отзывы музыкальных критиков. Наиболее прочными и постоянными были профессиональные связи с коллегами из американского г. Портленда – побратима Хабаровска – и, прежде всего, с Дороти Фэлман, имеющей собственную студию и класс. Вместе с Фэлман Соболевский осуществлял проект «Музыка без границ», позволяющий пианистам-педагогам из России познакомиться с системой музыкального образования Америки, а американским музыкантам изучить опыт работы российских коллег. Проект также предусматривал обмен талантливыми юными пианистами. В апреле 2001 г. программа «Музыка без границ» получила продолжение в концертах юных музыкантов – лауреатов Всеамериканских конкурсов из штата Орегон в Дальневосточном художественном музее.

В жизнь В. Л. Соболевского органично вошла музыкальная педагогика. Он преподавал в Хабаровском музыкальном училище (колледже искусств). Понимая, что хороших учеников к нему в класс никто за руку не приведет, он искал и находил их в музыкальных школах. Работал на кафедре специального фортепиано Хабаровского государственного института искусств и культуры. Долгие годы был председателем Совета творческой интеллигенции при администрации Хабаровского края, председателем Хабаровского краевого музыкального общества.

Вячеслав Львович утверждал, что он счастливый человек: «Я всю жизнь занимался любимым делом. С возрастом появлялись новые желания, но и они практически всегда реализовывались. Играл сольные концерты с симфоническими оркестрами высоких категорий, с дирижерами всемирно известными, объездил весь Советский Союз, многократно выступал в Канаде, Японии, США, Китае. Писал музыку, тексты песен и романсов, издал сборник «Все мои песни о любви». Написал даже что-то вроде пьесы – «Роман с театром», и Хабаровский театр музыкальной комедии ее поставил. Выступал в роли режиссера в эстрадных концертах и т. д. и т. п.». Он оставил воспоминания, в которых рассказал о себе, о своих поездках, встречах с коллегами-музыкантами, просто интересными людьми.